Библиотека первой помощи
Что надо знать осужденному, отбывающему наказание в виде лишения свободы впервые
Что касается вида ИУ (колония-поселение, исправительная или воспитательная колония, тюрьма, лечебное ИУ) и режима (в исправительных колониях – общий, строгий или особый), то они были объявлены вам в суде при оглашении приговора. Если же говорить о местонахождении ИУ, то по закону (часть 1 статьи 73 УИК РФ) вы должны отбывать наказание в пределах территории того субъекта Российской Федерации (то есть области, края или республики), где раньше проживали или были осуждены. Но: не в каждом субъекте имеются ИУ всех видов. Если кто-то из вас находится не на территории той области, края или республики, где проживали или были осуждены, это означает, что там такого вида ИУ, какой вам назначил суд, просто нет. Поэтому вас направили в ИУ нужного вида на территории другого субъекта Российской Федерации, где имеются условия для Вашего размещения. Вот почему вы находитесь именно здесь, а не в каком-то другом учреждении.
Какую сумму денег со своего лицевого счета вы можете расходовать в магазине ИУ каждый месяц, как проводятся свидания, кто конкретно из родственников и иных лиц может к вам приехать, порядок получения посылок, передач и бандеролей, ведения телефонных разговоров и т.д. – все это разъясняется в статьях 88–97 УИК РФ.
Как в ИУ обеспечивается свобода совести и вероисповедания?
Статьей 14 УИК РФ вам гарантируется свобода совести и вероисповедания. При этом вы вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии вообще – это дело добровольное. К вам по Вашей просьбе могут пригласить священнослужителя, принадлежащего к зарегистрированной на территории России религиозной организации. При этом не должны нарушаться Правила внутреннего распорядка ИУ, а также ущемляться права других осужденных (неверующих или лиц иной веры). Верующим осужденным разрешено пользоваться предметами культа и религиозной литературой. Во многих ИУ построены и действуют храмы, молельные комнаты.
Как в местах лишения свободы обеспечиваются основные условия жизнедеятельности?
У вас есть возможность повышения уровня образования и приобретения трудовых навыков. Для этого организовано (до 30 лет – обязательное) получение осужденными общего среднего образования, а также обязательное начальное профессиональное образование или профподготовка для лиц, не имеющих трудовой профессии. Желающие могут повышать свой образовательный уровень дальше, даже учиться в высших учебных заведениях заочно (статьи 108 и 112 УИК РФ).
Для чего в ИУ создаются карантинные отделения?
Как себя правильно вести?
За что администрация ИУ может вас поощрить или наказать?
Поскольку некоторые меры взыскания применяются только к злостным нарушителям установленного порядка отбывания наказания (режима), обязательно изучите статью 116 УИК РФ, где разъясняется, за что конкретно осужденный может быть признан злостным нарушителем режима!
Как поддерживать связи с внешней средой?
Полезные связи с внешней средой – родственниками, хорошими знакомыми, оказывающими на Вас положительное влияние, учителями и наставниками – приветствуются. Для этого можно использовать предоставляемые без ограничения их количества телефонные разговоры, которые производятся только с установленных в ИУ аппаратов и оплачиваются с вашего лицевого счета или теми, с кем вы разговариваете. (В некоторых ИУ появилась возможность пользоваться видеотелефоном.) Без ограничения количества можно отправлять и получать письма и телеграммы.
Как быстрее освободиться?
Конечно, можно отбывать весь срок, назначенный по приговору суда. Но можно на законных основаниях освободиться и раньше. Законом (статьи 79–85 УК РФ и статья 172 УИК РФ) предусмотрены следующие основания досрочного освобождения:
В ходатайстве об УДО необходимо указать следующие сведения: полностью или частично осужденный возместил причиненный ущерб, раскаялся ли в совершенном деянии, а также иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного и отсутствии необходимости дальнейшего отбывания наказания.
Администрация ИУ вместе с Вашим ходатайством не позднее, чем через 10 дней направляет в суд характеристику, в которой отражает все «за» и «против» Вашего условно-досрочного освобождения. Тем, кто нарушал дисциплину, не выполнял требований администрации, не проявил себя готовым к жизни вне изоляции от общества, суд может не предоставить УДО. В этом случае повторное ходатайство можно подать не ранее, чем через 6 месяцев.
Подготовку к освобождению надо начинать со дня прибытия в ИУ, поэтому не теряйте время зря. Заблаговременно проверьте, все ли документы имеются в личном деле: паспорт, трудовая книжка, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (у тех, кто был трудоустроен), полис обязательного медицинского страхования (если имелся до осуждения). Кроме того, страдающим социально значимыми заболеваниями, а также инвалидам необходимо заняться оформлением соответствующих документов. Изучайте законы, консультируйтесь с юристами, проходите медицинские обследования и, что называется, «примеряйте на себя» все имеющиеся возможности условно-досрочного освобождения. Но имейте в виду, что оно станет возможным только в том случае, если вы будете выполнять все требования режима и не будете нарушать дисциплину.
Желаем вам скорейшего освобождения и успехов в дальнейшей жизни.
В соответствии со ст. 74 УИК РФ следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.
Часть 3 статья 77.1 УИК РФ гласит, что осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. Право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), на свидания осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Право осужденного, привлекаемого в качестве свидетеля либо потерпевшего, на длительное свидание на территории исправительного учреждения или за его пределами и право несовершеннолетнего осужденного на краткосрочное свидание с выходом за пределы воспитательной колонии заменяются правом на краткосрочное свидание или телефонный разговор в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 89 настоящего Кодекса.
Что же это означает? Оставление и перевод осужденного обусловлены рядом ограничений, установленных законом. Эти ограничения в первую очередь связаны с тем, что в следственном изоляторе режим и условия содержания существенно отличаются от режима и условий содержания в исправительных колониях. Поэтому содержание осужденного в следственном изоляторе ограничивает его права, меняет условия отбывания наказания и должно осуществляться только на основании и в пределах, установленных законом.
В период пребывания осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе на них распространяется порядок, установленный Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
То есть осужденные в исправительных колониях в свободное от работы время должны находиться в общежитии или в пределах выделенного локального участка, а в следственных изоляторах в запираемых помещениях – камерах. Осужденным к лишению свободы демонстрируются кинофильмы и видеофильмы, им разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха, с использованием телевизионных и радиоприемников, приобретенных за счет собственных средств через торговую сеть либо полученных от родственников и иных лиц. Камеры следственного изолятора оборудуются телевизионными приемниками администрацией СИЗО по возможности. Иметь же телевизор в индивидуальном пользовании законом запрещено. Содержание в следственном изоляторе освобождает осужденного от утренней физической зарядки, выхода на работу, вместо этого налагает обязанности дежурного по камере, а также другие ограничения, установленные законом и правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов УИС Минюста России.
Условия содержания осужденных в этот период должны соответствовать условиям отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда. Под условиями отбывания наказания понимается количество посылок и передач, получаемых в течение года, длительных и краткосрочных свиданий и сумма денег, разрешенная к использованию в течение месяца. Исключением из этого положения является право осужденных на длительные свидания, которые заменяются правом на краткосрочные свидания или телефонный разговор. Ограничение осужденных в праве на свидания, конечно, ухудшает их положение по сравнению с положением осужденных, отбывающих наказание в исправительных и воспитательных колониях, но обусловлено спецификой деятельности следственного изолятора и невозможностью обеспечения реализации права на длительные свидания.
Аналогичное правило действует и на применение к осужденным, содержащимся в следственных изоляторах, дисциплинарных взысканий.
В соответствии со ст. 115-117 УИК РФ на осужденных к лишению свободы могут быть наложены дисциплинарные взыскания в виде выговора либо водворения в штрафной изолятор.
В следственных изоляторах УИС Минюста России не предусмотрено создание камер штрафного изолятора, в связи с чем, данное дисциплинарное взыскание исполняется в камерах карцеров, оборудование которых аналогично оборудованию штрафных изоляторов.
Такие переводы возможны только на определенный срок. Установление законом предельных сроков пребывания осужденных к лишению свободы в следственных изоляторах для производства следственных действий способствует более оперативному их производству, сокращению числа лиц, находящихся в следственных изоляторах.
По информации сайта Новости прокуратур России
Установление административного надзора в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», порядок и основания обжалования решения суда, предусмотренные законом последствия за нарушение требований закона.
Административный надзор - это наблюдение, проводимое органами внутренних дел для соблюдения гражданином, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».
Задачами административного надзора является предупреждение преступлений и иных правонарушений, оказание индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В отношении указанных лиц административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от вышеперечисленных оснований.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ на осуждённого после освобождения могут быть наложены следующие ограничения, запрещающие:
- пребывание в определённых местах;
- посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, а также участия в них;
- пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определённое время суток;
- выезд за установленные судом пределы территории.
Вне зависимости от наложенных судами запретов, в качестве обязательного ограничения устанавливается явка от одного до четырёх раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Суд в течение всего срока административного надзора может дополнить или отменить установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Срок административного надзора зависит от категории лица, в отношении которого он устанавливается. До 3 лет, а для лиц, имеющих непогашенную судимость за совершение преступления против несовершеннолетних, против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений на срок, установленный для погашения судимости (ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ).
Кроме того, при наличии оснований срок административного может быть продлён или прекращён досрочно.
За неисполнение или уклонение от административного надзора предусмотрена уголовная ответственность по ст. 314.1 УК РФ, максимальное наказание, предусмотренное данной статьёй - лишение свободы на срок до 1 года.
Для вынесения судом решения о применении указанной статьи обязательно выполнение поднадзорным следующих деяний: неприбытие без уважительных причин поднадзорного лица, при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определённый администрацией исправительного учреждения срок, а равно - самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора. С момента совершения указанных действий (бездействия) преступление считается оконченным.
Кроме уголовной ответственности за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ.
Данный вид ответственности наступает в случае несоблюдения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Это может быть выражено как в форме действия, так и в форме бездействия поднадзорного лица по соблюдению им ограничений своих прав и свобод,
Согласно ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ несоблюдение поднадзорным лицом, административных ограничений, установленных ему судом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток. За повторное в течение года совершение данного административного правонарушения предусмотрена более суровое наказание - обязательные работы на срок до сорока часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.
Частью 2 ст. 19.24 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение поднадзорным следующих обязанностей, определённых ст. 11 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ:
- прибыть в определённый администрацией исправительного учреждения срок к избранному освобождаемым месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы;
- явиться для постановки на учёт в орган внутренних дел в течение трёх рабочих дней со дня прибытия к избранному им месту жительства или пребывания после освобождения из мест лишения свободы, а также после перемены места жительства или пребывания;
- явиться для постановки на учёт в орган внутренних дел по месту временного пребывания в течение трёх дней в случае получения по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 указанного Закона, разрешения органа внутренних дел на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории;
- уведомить орган внутренних дел по месту временного пребывания о выезде к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо находилось по месту временного пребывания по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 указанного Закона;
- уведомить орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в течение трёх рабочих дней о перемене места жительства или пребывания, а также о возвращении к месту жительства или пребывания, если поднадзорное лицо отсутствовало по исключительным личным обстоятельствам, предусмотренным ч. 3 ст. 12 указанного закона;
- уведомить орган внутренних дел в течение трёх рабочих дней о трудоустройстве, перемене места работы или об увольнении с работы;
- допускать сотрудников органов внутренних дел в жилое или иное помещение, являющееся местом жительства либо пребывания, в определённое время суток, в течение которого этому лицу запрещено пребывание вне указанного помещения.
Кроме того, по вызову поднадзорный обязан явиться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания в определённый этим органом срок, давать объяснения в устной и (или) письменной форме по вопросам, связанным с соблюдением им установленных судом административных ограничений и выполнением обязанностей, предусмотренных указанным Законом.
За несоблюдение указанных обязанностей влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Материал подготовлен:
Заместителем Амурского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Константином Демьяновым и пресс-службой УФСИН России по Амурской области.